Выберите свой город или укажите в поле
Частые вопросы Статьи Карта пунктов приема
+7 (383) 375-22-65
Услуги

Статья 2021.jpg

Здравствуйте всем!

Прошел первый месяц лета. Месяц был жарким. Но накал страстей на рынке лома только начал нарастать. Давайте обернемся назад и посмотрим — чем нам запомнится июнь?

Прежде всего, я полагаю, и с этим спорить никто не будет – новость о введении пошлин на прокат. Именно это событие, считаю, нарушило шаткое равновесие на рынке. Уже в первой декаде июне стало понятно, что заводы планы выполнят и перевыполнят. Была надежда на то, что планы у заводов будут большими и далее, заготовка немного снизится и мы выйдем на равновесие спроса и предложения и тем самым избежим снижения цен. Но новость о введении пошлин вероломно нарушила этот сценарий.

Итак. Июнь. Планы не выполнили три завода: БМЗ, ПНТЗ и ММК. Если по БМЗ причина понятна, и она повторяется из месяца в месяц – недостаточное финансирование и риски заморозить деньги с непонятной перспективой и сроками возврата, то по ПНТЗ такое не часто случается (или случалось?). Болезнь группы ТМК быстро распространилась на новый актив. ПНТЗ подхватило ту же заразу, которой раньше хронически болели ВТЗ, ТагМет и СТЗ – отсутствие оплат за поставку лома. До момента перехода поставок под крыло «Транслома» эти заводы периодически «втыкали» поставщиков на очень немаленькие суммы. Теперь и ПНТЗ начал этим «хворать». Именно эта причина не позволила привезти план.

В начале месяца отгрузки в адрес ПНТЗ были совсем мизерные, но к концу месяца ситуация поправилась. В итоге привезли 90 процентов плана за счет переходящих вагонов с мая и нарастающей отгрузке во второй половине июня. По ММК картина совсем комичная. Они весь месяц отбивались от лома. Судя по всему, ММК задался целью – избавиться от трейдеров как от класса поставщиков. И июнь стал первым месяцем, когда они начали этот план воплощать в жизнь. Цель, конечно, благородная, но для ее реализации выбран не самый подходящий момент. Можно, конечно, сказать поставщикам – или по прямому договору или – никак. Лом на рынке есть и можно поковыряться в поставщиках и сказать: «У тебя сегодня куплю вагон, а у вас двоих – нет. А вас троих вообще в очереди не стояло!» Только вот рынок лома такой непредсказуемый, что как-бы потом не пришлось им бегать за теми, кто «не стоял» и уговаривать вернуться. Поживем – увидим. Пока же – ММК не привезли порядка 30 тысяч от плана. Но при сегодняшней ситуации на рынке – абсолютно не критично!

На следующий день, после публикации решения о введении пошлин заводы начали один за другим объявлять о снижении. Без церемоний и предварительных ласк Северсталь объявила план по снижению сразу на 6000 рублей в июне-июле, НЛМК решил «переплюнуть» Северсталь и заявил о намерении снизить на 8000 рублей. Надо отметить, что на момент объявления своих намерений заводы группы НЛМК уже ввели жесткое квотирование как по объемам, так и по планам отгрузки по суткам. ЗСМК в этой ситуации оказался наиболее «прозорливым» — он объявил о снижении еще до того, как появилось сообщение о введении пошлин – это совпадение или они что-то знали? Из крупных потребителей только ММК до сих пор отбивается от лома путем квотирования и отказа от поставок без существенного снижения цен. Но такая позиция долго существовать не может. Лом – как вода – дырочку найдет! При разнице цен от 2500 до 4000 рублей за тонну поставщики придумают варианты отгрузки, а отправленный вагон вернуть назад практически не реально (помните – лом невозможно повернуть назад!).

Отгрузка первых дней июля на ММК – лишнее подтверждение этому тезису. Понятно, что под прикрытием отказа от трейдеров и переходом на прямые договора Магнитка решает подержать цены выше конкурентов. Но, уважаемые, сжечь в этой войне МИЛЛИАРД за месяц не слишком ли дорогая плата за удовольствие иметь прямые договора с поставщиками? Ведь наличие прямых поставок сегодня не является гарантией такой же работы в будущем. Поставщики не от хорошей жизни работают через трейдера. Все ж это понимают!? А при сегодняшних ценах на лом их просто рвет на деньги и прямые договора только усугубляют их положение. Но проблемы индейцев совсем не волнуют шерифа! Меня терзают смутные сомнения, что поддержание высоких цен на лом со стороны ММК под лозунгом перевода поставщиков на прямые договора это лишь вывеска, реальная цель в ином – минимизация возможных убытков от резкого снижения цен на дочерних обществах. Именно это – реальная цель поддержания высоких цен. Остатки на дочках большие и дорогие – надо выгружать, а создавшейся ситуации снижение цен на 4000 – 6000 рублей приведет к убыткам, которые если не перечеркнут все достижения менеджеров с начала года, то уж точно сильно их подпортят. Это всего лишь – версия и подтвердить ее или опровергнуть не получится. Но не высказать ее будет не верно.

Было много букв, но мало цифр – исправляюсь. Как и предполагалось в мае отгрузки июня выросли благодаря объявленному снижению цен. При этом общий уровень отгрузок по ЖД базе вырос не значительно (плюс 120 тысяч к уровню мая — 1,842 млн тонн). Заводы планы выполнили. Суммарно привезли 2,7 млн тонн. Это рекордные отгрузки для июня более чем за десять лет наблюдений. Цены на экспорте откатились на уровень 500 $ и ниже за лом с поставкой в июле. Пока турецкие покупатели не спешат с новыми заказами. Квадрат остановился на уровне 640 $ и тоже больше смотрится вниз, чем вверх. С 26 июля пошлина на лом при экспорте составит 70 евро, а с 01 августа вводится пошлина на прокат и полуфабрикаты из стали в размере 15 %. Заметьте — когда вводилась пошлина на лом в размере 45 евро цены на лом на внутреннем рынке на эту меру не отреагировали ровно никак, если не сказать большего – они продолжили рост, а вот как только ввели пошлины на прокат – тут же начали снижаться цены на лом на внутреннем рынке! Так может металлургам перестать писать слезные письма о том, что лом уходит на экспорт, мы несем убытки от дорогого лома и начать считать сколько и почему они платят за лом, который они закупают?

Июль.

Планы заводов практически равны планам июня – 2,6 млн тонн что в нынешней ситуации скорее мало, чем много. Планы более чем реальные, а с учетом объявленных планов заводов по снижению цен – есть предположение что планы будут перевыполнены. Наибольшее (если такой термин можно использовать в сегодняшней ситуации) снижение планов по группе НЛМК. Снижение от факта июня (495 тыс на три заводы) 65 тысяч. С учетом большого количества переходящих вагонов смею предположить, что планы по снижению будут выполняться чередуясь с запретами на отгрузку в их адрес. Иначе – рискуют много перевезти. Самая критическая ситуация будет складываться в центре РФ. Вроде планы у всех есть, а грузить особо некуда. Из «открытых» потребителей БМЗ, но риск попасть на деньги будет сильно тормозить отгрузки в их адрес, несмотря на рост плана (130 тысяч на июль), заводы НЛМК при первой же попытке перегрузить план будут жестко квотировать поставки и выставлять штрафы, так что их сложно считать «открытыми» для поставки. ВМЗ вроде готов брать лом, но при создавшейся ситуации ему быстро накидают! Северсталь, традиционно, будет покупать ровно план, а для контроля и корректировки объемов у них рычагов предостаточно (начиная с собственного автотранспорта и заканчивая заявками и согласованием водного транспорта). Так что в центре РФ явно будет профицит объемов и куда он выстрелит – не понятно. Скорее всего объем из центра приедет на Магнитку и южные заводы, ему просто больше некуда ехать!

Учитывая пошлины на прокат, самая сложная ситуация складывается у электрометаллургов. Они уже написали одно воззвание к Правительству, но, полагаю, результата не будет. Если за июль ситуация с экспортом заготовки и арматуры не выправится с точки зрения цен, то в августе некоторые производители могут пересмотреть свои планы в сторону понижения объемов, либо попытаются продать весь объем на внутреннем рынке, что в свою очередь приведет к снижению цен внутри РФ – это не в пользу лома. Производители плоского проката от пошлин проиграют менее всех. Цены на лист высокие и 15 % пошлины снизят в целом их рентабельность, но не приведут к убыткам, так что лист по-прежнему будет считаться на экспорт. Прежде всего от этого выиграет (если так можно писать) ММК. Так что с загрузкой и планами по ММК проблем не вижу. По ММК другая проблема – отказ от трейдеров. Все хорошо, но где взять поставщикам денег в таком объеме чтобы и заготовку профинансировать и остатки оплатить и на производство чтоб хватило – вопрос не простой. Потребность в оборотке из-за роста цен на лом выросла вдвое, а с учетом объемов заготовки и роста остатков (что неизбежно) и того больше!

А банки не торопятся увеличивать лимиты кредитования! В итоге многие поставщики столкнулись в проблемой — нехватка денег на текущую заготовку. Выход какой? – занять. У кого? Заводы предоплату не заплатят, либо пойдут, но под гарантии банка или чего-либо иного (а где взять?). Остаются только трейдеры, которые за свою маржу готовы будут потерпеть с оплатой. Но Магнитка говорит: «Только прямые поставщики!». А у них предоплата от трейдера не закрыта. В итоге может возникнуть ситуация – лома много, квоты по планам ввели, а объемы не везут. Причина – написана выше. Трейдер не разрешил, так как его объемы не согласованы и ему не интересно отгрузка по прямому договору. Парадокс? При этом дочки вроде бы будут иметь преференции – у них и планы согласованы и квот нет и с деньгами полный порядок. У них другая проблема – успеть все выгрузить! И тут помощь материнской компании как нельзя кстати будет (это к мыслям о снижении). Так что Магнитка имеет шансы планы не выполнить. Даже интересно как будут развиваться события по этому потребителю. Уж слишком не стандартная ситуация! Такого, чтобы Магнитка «торчала» над рынком на 3000 руб – не припоминаю.

Потребители Урала будут смотреть на действия НЛМК-Урал и Магнитки. При этом перепоставка им не особо нужна – впереди снижение.

ЕВРАЗ будет опускать цены в комфортном режиме. Заготовку он видит в прямом эфире. Будет снижать цены на земле и на заводе регулируя свою прибыльность по дочкам. Обстановка очень благоприятствует этому. Я полагаю, они не преминут этим воспользоваться. Альтернативы для отгрузки у поставщиков нет. Есть, конечно, в космосе ценник Магнитки, но он все больше и больше носит виртуально-сказочный характер.

Есть еще один сдерживающий фактор – отсутствие вагонов в необходимом количестве. Это касается всех направлений. Дефицит вагонов ощущают все заводы. Ставки по тарифу растут как на дрожжах.

При всем негативе, который сейчас сыпется на поставщиков со стороны заводов смею предположить, что после снижения на 4000 рублей заводы возьмут паузу. Почему 4000 руб? Это тот уровень цены, который был дан в рынок излишне и именно его сейчас с легкостью одни заберут, а другие спокойно отдадут, но дальше будет сложнее. Дальше все будет зависеть от того, как сильно начнет падать заготовка, а она начнет снижаться. Тут и карантинные мероприятия могут сказаться и снижение цен, и приостановка вывоза и продажи лома на тендерах (никто такое снижение не закладывал). Так что 6000, 8000 снижения – это пока, скорее, страшилка для поставщиков, чем реальность. Посмотрим – перегнут заводы палку с ценами или сумеют остановиться, не перейдя черты? Ждать не долго.

Наши услуги:



Другие статьи
Поможем вам разобраться во всех тонкостях
Какой металлолом принимают
Какой металлолом принимают
Что чаще всего сдают в металлолом
Подробнее
Виды лома цветных металлов
Виды лома цветных металлов
Сдача лома цветных металлов позволяет не только избавиться от ненужного хлама, но и заработать.
Подробнее
Как очистить провода от изоляции на цветмет
Как очистить провода от изоляции на цветмет
Сдача цветного металла на переработку помогает избавиться от ненужного мусора и заработать.
Подробнее
Все статьи